«Про войну и про Победу»: первый авиатор из чувашей и организатор советской авиации Иван Скворцов

 

Чувашский национальный музей знакомит с новым героем научно-просветительского марафона «Про войну и про Победу» Иваном Скворцовым. Память о первом авиаторе из чувашского края, земляке Андрияна Николаева, выдающемся организаторе советской авиа-отрасли представлена в музее большим комплексом вещей.

Комплекс Ивана Федоровича Скворцова, первого летчика из чувашей, в Национальном музее начал формироваться в 1959 г. Краевед Сергей Мочалов передал на постоянное хранение фотографии. Позднее, в 1980 г., летчик-испытатель лично дополнил коллекцию своими предметами одежды и обмундирования, книгой и фотографиями.

В книге поступления музея зарегистрировано 50 предметов, из них в коллекции «Мемориальный фонд» значатся линейка навигационная, сумка-планшет, часы авиационные (аварийные), маска защитная от мороза, кобура от пистолета «Парабеллум» с обоймой, портсигар пластмассовый. Интересен комплект под учетным номером ЧКМ 10682/1-4, в него входят брюки-галифе, ремень, гимнастерка и шлемофон, в котором он летал в Арктике в 1937–1938 гг. Особого внимания также заслуживают ботфорты (краги), датированные началом XX в., и ремень поясной, полученные И. Скворцовым в авиаотряде «Ультиматум» в 1924 г.

Книжную коллекцию музея пополнил «Авиационный штурманский справочник» Воениздата НКО СССР 1941 г. с автографом летчика.

Фотофонд Ивана Скворцова содержит 34 фотографии, большинство из которых относится к 1920–1930 гг. Есть снимки с членами семьи, также фотокопии, отражающие его послевоенную деятельность. Уникальны две. Первая (ЧКМ 8573) с изображением И.Ф. Скворцова на посту почетного караула у тела В.И. Ленина 21 января 1924 г. с 17.30 до 18.00 ч. Летчик очень гордился тем, что был удостоен чести быть рядом с вождем. На другом фото (ЧКМ 13292/13) – летчик-космонавт, Герой Советского Союза А.Г. Николаев, дарственная надпись которого на оборотной стороне: «Летчику-земляку Ив.Фед. Скворцову». На обороте есть заметка, написанная Иваном Федоровичем, об истории ее появления.

Научно-просветительский марафон «Про войну и про Победу» продлится до 9 мая 2025 года. Чувашский национальный музей будет рассказывать о военных героях, опираясь на фондовую коллекцию.

 

Справочно

Скворцов Иван Фёдорович (13.11.1898 – 12.07.1992) родился в д. Выселок Аккозино Воскресенской волости Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне территория с. Октябрьское Мариинско-Посадского муниципального округа). В 1901 г. семья Скворцовых переехала в слободу Вороново Акулевской волости Чебоксарского уезда (ныне д. Вороново). Окончил двухклассное сельское училище, Мариинско-Посадское городское четырёхклассное училище, Мариинско-Посадскую лесную школу по специальность «техник-лесовод». В 1917 г. Ивана Скворцова   Российскую императорскую армию, в первый запасной авиабатальон при Офицерской воздухоплавательной школе в г. Гатчина. В этот период он становится свидетелем, а затем и участником революционного движения. С апреля по сентябрь 1917 г. обучался в Киевской военной школе аэронавигаторов. С сентября 1917 г. – старший унтер-офицер 50-го авиаотряда Российского военно-воздушного флота на Западном фронте. Летал на самолетах «Фарман» и «Ньиор».

В ноябре 1917 г. И.Ф. Скворцов добровольно вступает в Красную гвардию, а с марта 1918 г. он служит в Воздушном флоте Красной Армии. В должности заместителя военного комиссара 38-го разведывательного авиаотряда участвует в разгроме войск барона П. Врангеля и банд Н. Махно на Южном фронте. С 1921 по 1923 г. – военный комиссар Красного воздушного флота Украины и Крыма, затем – Второй авиаэскадрильи. В ноябре 1923 г. направлен в 1-ю Высшую школу военных летчиков (г. Москва), после окончания которой служит в авиаотряде «Ультиматум», затем командует авиаотрядами в эскадрилье «Красная Москва» и школе спецслужб ВВС РККА. В мае 1928 г. окончил курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС при Военно-воздушной академии имени Н. Жуковского и был командирован в общество «Добролет» в порядке укрепления его кадрами.

С 1928 по 1929 г. Иван Скворцов находился  Средней Азии принимал участие в борьбе с басмачами, занимался формированием и открытием школ пилотов и авиатехников, преподавал в них, руководил работами по строительству и оборудованию аэродромов и посадочных площадок авиалинии Москва-Ташкент, был представителем Главной инспекции Гражданского воздушного флота по Украине, Северному Кавказу и Закавказью.

С 1934 по 1939 г. Иван Федорович работал в системе полярной авиации Главного управления Северного морского пути. В годы Великой Отечественной войны – начальник отдела ПВО, начальник отдела общезаводского оборудования, заместитель начальника отдела летно-испытательных станций, старший инженер-инспектор летной службы Наркомата, а затем Министерства авиационной промышленности СССР (1938–1948). Руководил эвакуацией в тыл военных авиазаводов, обустраивал их на новых местах.

С 1948 по 1953 г. – заместитель начальника летно-испытательной службы по летной части 1-го опытного завода МАП СССР, затем Научно-исследовательского института самолетного оборудования МАП СССР.

С декабря 1953 г. работал на Объекте № 3 (Центральная летно-испытательная база Государственного комитета Совета министров СССР по авиационной технике) руководителем полетов; заместителем директора по летно-диспетчерской и радиослужбе, заместителем начальника по общим вопросам.

Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, Почетной грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, именным оружием и медалями. За большой вклад в дело освоения Арктики, активное участие в подготовке экспедиции 1937 г. на Северный полюс был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

Именем И.Ф. Скворцова в г. Чебоксары названы улица и площадь.

Смотрите также

1 июня Музей Вышитой карты России приглашает ребят на праздник!   1 июня, в Международный День защиты детей, Музей Вышитой…

Почтовая рассылка

Один раз в месяц мы делаем рассылку, где рассказываем о ближайших событиях