Современные чувашские украшения: как совместить традиции и современные технологии

26 октября за круглым столом в Музее чувашской вышивки собирались ведущие специалисты, работающие в сфере традиционных национальных украшений. Мастера обсуждали будущее этого вида народного искусства и влияние на него современных новаторских приемов.

Тема круглого стола «От монеты до мониста. Традиции и новаторство в чувашских украшениях» определила темы выступлений. Его участники делились своим опытом в создании современных костюмов и украшений, а также пытались найти грань допустимого в сочетании традиционных подходов и новых материалов, форм и технологий при создании чувашских украшений.

Создавать украшения максимально приближенные к первоисточнику – украшениям периода Волжской Булгарии – позволяют монеты, которые чеканит известный художник-ювелир Николай Балтаев. Он берет за основу старые булгарские монеты, найденные во время археологических раскопок, воспроизводит изображение и чеканит стилизованные копии. Участники круглого стола отметили, что на булгарских монетах и элементах чувашского костюма, головного убора хушпу, в чувашской вышивке прослеживается схожесть орнаментов и монеты-новоделы вполне приемлемы для создания чувашских украшений.

Признанные мастера народных художественных промыслов и доценты кафедры народного художественного творчества Чувашского института культуры и искусств Раиса Васильева и Зинаида Воронова рассказали о нюансах создания чувашских украшений по традиционным техникам бисероплетения и нашивания монет.

О приверженности традициям при создании современных чувашских украшений говорила и руководитель проекта «Серебряная Чувашия» Светлана Константинова. Перед тем, как приступить к новому украшению, специалисты проекта изучают чувашский костюм, вышивку, научную литературу, чтобы понимать, где и каким образом допустимо использовать старинные узоры и орнаменты. «Например, огромно разнообразие узоров на кĕскĕ. Но где допустимо их использовать? Эта вышивка делалась на груди, и мы перенесли ее элементы на серебряную брошь, которая тоже носится на груди. По сути мы использовали новую, не свойственную, чувашам форму украшения и при этом соблюли народную традицию», – отметила Светлана Константинова.

Наиболее широко новшества при создании чувашских украшений применяет Чебоксарское художественное училище. О том, как удается совместить традиции и новаторство, рассказала Ольга Голованева, председатель предметной комиссии специальности «Театрально-декорационное искусство». «Конечно, мы опираемся на традиционное народное искусство, но молодежи интересно осваивать новые технологии, которых не было в старину. Среди наших последних разработок – нанесение чувашских узоров на текстиль, кожу, прозрачное стекло, мягкое стекло… Предметы, созданные таким образом, молодые люди сами с удовольствием носят как украшения или элементы одежды», – подчеркнула Ольга Ивановна.

Свои новаторские разработки студенты транслируют через мастер-классы, показы коллекций. Во время круглого стола студенты художественного училища представили одну из последних коллекций «Истоки чувашского народа».

Участники круглого стола отметили, что сочетание традиций и современных материалов и технологий открывает новые пути для развития украшений и чувашского костюма в целом.

Смотрите также

26 мая в Музее чувашской вышивки откроется выставка Галины Изратовой «Недопетая песня». Работы автора выполнены из самых разных материалов и…

Вниманию некоммерческих организаций!

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике информирует руководителей некоммерческих организаций о необходимости сдачи документов отчетности. Формы и сроки…

Почтовая рассылка

Один раз в месяц мы делаем рассылку, где рассказываем о ближайших событиях