Современные чувашские украшения: как совместить традиции и современные технологии

26 октября за круглым столом в Музее чувашской вышивки собирались ведущие специалисты, работающие в сфере традиционных национальных украшений. Мастера обсуждали будущее этого вида народного искусства и влияние на него современных новаторских приемов.

Тема круглого стола «От монеты до мониста. Традиции и новаторство в чувашских украшениях» определила темы выступлений. Его участники делились своим опытом в создании современных костюмов и украшений, а также пытались найти грань допустимого в сочетании традиционных подходов и новых материалов, форм и технологий при создании чувашских украшений.

Создавать украшения максимально приближенные к первоисточнику – украшениям периода Волжской Булгарии – позволяют монеты, которые чеканит известный художник-ювелир Николай Балтаев. Он берет за основу старые булгарские монеты, найденные во время археологических раскопок, воспроизводит изображение и чеканит стилизованные копии. Участники круглого стола отметили, что на булгарских монетах и элементах чувашского костюма, головного убора хушпу, в чувашской вышивке прослеживается схожесть орнаментов и монеты-новоделы вполне приемлемы для создания чувашских украшений.

Признанные мастера народных художественных промыслов и доценты кафедры народного художественного творчества Чувашского института культуры и искусств Раиса Васильева и Зинаида Воронова рассказали о нюансах создания чувашских украшений по традиционным техникам бисероплетения и нашивания монет.

О приверженности традициям при создании современных чувашских украшений говорила и руководитель проекта «Серебряная Чувашия» Светлана Константинова. Перед тем, как приступить к новому украшению, специалисты проекта изучают чувашский костюм, вышивку, научную литературу, чтобы понимать, где и каким образом допустимо использовать старинные узоры и орнаменты. «Например, огромно разнообразие узоров на кĕскĕ. Но где допустимо их использовать? Эта вышивка делалась на груди, и мы перенесли ее элементы на серебряную брошь, которая тоже носится на груди. По сути мы использовали новую, не свойственную, чувашам форму украшения и при этом соблюли народную традицию», – отметила Светлана Константинова.

Наиболее широко новшества при создании чувашских украшений применяет Чебоксарское художественное училище. О том, как удается совместить традиции и новаторство, рассказала Ольга Голованева, председатель предметной комиссии специальности «Театрально-декорационное искусство». «Конечно, мы опираемся на традиционное народное искусство, но молодежи интересно осваивать новые технологии, которых не было в старину. Среди наших последних разработок – нанесение чувашских узоров на текстиль, кожу, прозрачное стекло, мягкое стекло… Предметы, созданные таким образом, молодые люди сами с удовольствием носят как украшения или элементы одежды», – подчеркнула Ольга Ивановна.

Свои новаторские разработки студенты транслируют через мастер-классы, показы коллекций. Во время круглого стола студенты художественного училища представили одну из последних коллекций «Истоки чувашского народа».

Участники круглого стола отметили, что сочетание традиций и современных материалов и технологий открывает новые пути для развития украшений и чувашского костюма в целом.

Смотрите также

«Про войну и про Победу»: фронтовой журналист Николай Ильбеков   Чувашский национальный музей продолжает научно-просветительский марафон «Про войну и про…

Почтовая рассылка

Один раз в месяц мы делаем рассылку, где рассказываем о ближайших событиях