Наш адрес:
Чебоксары,
Красная площадь, 5/2
тел. (8352) 62-55-66 (касса)

Часы работы:
Вторник–воскресенье –
с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:30),
понедельник – выходной.

Подробная информация

Найти

филиалы:


___________


___________


___________


___________

ozenka

История чувашского народа и Чувашского края с IX до начала XX вв.

Материалы второго экспозиционного зала площадью 352 кв. метра рассказывают об истории чувашского народа и Чувашского края с IX до начала XX вв.

До прихода в Среднее Поволжье предки чувашей, болгары,  жили в предгорьях Кавказа и в Приазовье. В конце VI-первой четверти VII в. болгарские племена объединились в союз, получивший название Великая Болгария. Великая Болгария оказалась непрочным объединением и распалась уже в 50-х гг. VII в., под напором хазар болгары были вынуждены покинуть приазовские степи. Археологические находки свидетельствуют, что предки чувашей, болгары и сувары, появились в Среднем Поволжье в VII – VIII вв. Здесь они заняли господствующее положение, благодаря тому, что имели уже первоначальный опыт государственности.

 

На Средней Волге основным занятием населения стало земледелие, приносившее на богатых черноземных почвах обильные урожаи. Именно болгары принесли в Поволжье тяжелый плуг агапусь, почти без изменения сохранившийся у чувашей вплоть до начала ХХ в. Другой важной отраслью хозяйства оставалось скотоводство, разведение мелкого и крупного рогатого скота и лошадей.

Находки из раскопок болгарских городищ Хулаш, Большая Таяба, Тигашево и др. демонстрируют высокий уровень развития всех видов ремесел: металлургии, металлообработки, гончарного, ювелирного, кожевенного, косторезного, камнерезного и др.

Расположение государства на Великом Волжском пути превратило Волжскую Болгарию в «восточные торговые ворота Европы» (В.Л. Янин). Из Ирана и Средней Азии поступала поливная керамика, драгоценные и полудрагоценные камни, стеклянная посуда и украшения. Обилие восточных товаров объясняется ориентацией на исламский мир в силу того, что с 922 г. официальной религией Волжской Болгарии стал ислам. Широкое распространение получает арабская графика, пришедшая на смену руническому письму.

В 1236 г.  Волжская Болгария подверглась монгольскому нашествию, цветущие города были разорены, территория вошла в состав Улуса Джучи  (Золотой Орды). Во второй половине XIV – начале XV вв. территория бывшей Волжской Болгарии была опустошена нападениями золотоордынских ханов и эмиров. Разорение учинили походы Тамерлана в 1391 и 1395 гг., русских князей, новгородских ушкуйников, ногайцев. Болгарские земли превратились в «дикое поле». Сохранившиеся «худые болгары» перебежали в Приказанье и Заказанье, на территорию центральной и северной Чувашии. Многочисленные клады джучидских монет, найденные на территории республики, говорят о том, что Чувашский край полностью входил в область золотоордынского денежного обращения.

В 1438 году один из потомков золотоордынских ханов Улук-Мухаммед, потерпев поражение в междоусобных войнах, основал на Средней Волге Казанское ханство. В XV в. на бывшие болгарские земли начало заявлять претензии Московское государство. Примерно сто лет Москва и Казань соперничали с переменным успехом. Горная сторона, население которой искало защиту у Москвы, стала важнейшей опорой в войне против Казани. В 1551 г. старейшины и сотники чувашей, горных марийцев, восточной мордвы, правобережных татар отправили к царю Ивану IV своих представителей с просьбой принять Горную сторону в состав Русского государства. «И государь  их пожаловалъ, гневъ свой имъ отдалъ и воевати ихъ не велелъ, и взялъ ихъ к своему Свияжьскому городу, и далъ имъ грамоту жаловалную з золотою печатию, а ясакы имъ отделъ на три годы; да Магмета съ товарыщи пожаловалъ великим жалованиемъ, шубами и денгами” (ПСРЛ. Т.ХIII. С. 164-165, 466; Т.ХХ. С. 481; Т.ХХIX. С. 62, 161).

Мирное присоединение Горной стороны (Чувашии) к Русскому государству явилось крупнейшим переломным событием, эпохальной вехой в истории России. Это присоединение положило начало превращению Русского государства в многонациональную  Россию.

После взятия Казани 2 октября 1552 г. территория Чувашии становится пограничной областью, которая постоянно подвергается набегам степняков: ногайцев, крымских татар, башкир. Для защиты от набегов Россия строит засечные черты, возводит города-крепости, сажает на землю русских стрельцов, служилых татар и мордву. Изменяется этнический состав населения края. В экспозиции имеются сведения об этническом и социальном составе населения Казанской губернии, учрежденной указом Петра I в 1708 г. По приблизительным подсчетам в пределах современной Чувашской Республики  к концу XVII в. проживало около 200 тыс. человек. Из них  чуваши составляли 80 -81%, русские -16-17%, татары - 1,5-2%, мордва -1,0%.

Крепость Чебоксары была возведена в 1555 г. Постройка крепости  не превратила Чебоксары в город,  а лишь завершила превращение уже ранее существовавшего ремесленного центра в русский административный центр.

В середине XVII в. в городе и посаде Чебоксары жило более 1000 человек. В 20-х гг. XVIII в. в числе 150 городов России Чебоксары по своим торгово-промышленным показателям занимали 27 место. Здесь получили развитие колокольное, кирпичное, кожевенное, салотопенное, мукомольное производства. Особенно славились колокольные мастера Мельников, Засыпкин, Колокольников. В экспозиции представлены колокольчики, отлитые в Чебоксарах, а также уникальный штамп-клеймо Петра Артемьевича Мельникова.

Предки чувашей  с глубокой древности пользовались руническим письмом. VII в. датируется перстень хана Великой Болгарии Кубрата, X – каменный кистень, найденный при раскопках болгарского городища Хулаш. Аналогию с ними имеют памятники XVIII в., созданные чувашскими мастерами: каменное надгробие с рунической надписью, хранительница домашнего очага чувашей херт сурт с руническими письменами на тыльной стороне, женская рубаха с вышитым по вороту руническим текстом. Сложная и трагичная судьба не стерла из памяти народа следов высокой культуры, сохранив их вплоть до начала XIX в.

Знание рун жило в народе вместе с обрядами и философскими представлениями. Экспозиция иллюстрирует один из самых красивых и значимых для каждого человека свадебный обряд. У чувашей он представлял собой многодневный торжественный акт с музыкой и танцами. Музыка и музыкальные инструменты присутствовали в жизни чувашей всегда – от рождения человека и до смерти. Исследователям удалось выявить более 40 наименований инструментов, которые применялись на праздниках и при исполнении различных ритуалов. В конце XIX века В.А. Мошков в работе «Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края: Музыка чувашских песен» отмечал: «Едва ли у кого-либо из наших восточных инородцев найдется в употреблении столько разновидностей музыкальных инструментов, как у этих последних. (ИОАИЭ. Казань, 1893, т.XI, вып. I, с. 45-46).

Основой жизни всех народов в крае были сельскохозяйственные занятия: земледелие и животноводство. Урожайность была низкой, из каждых 10 лет 2 – 3, а то и 4 года были голодными. Чтобы сводить концы с концами требовался ежедневный изнурительный труд всей семьи. Недовольное своим положением крестьянство Чувашского края принимало активное  участие в крестьянских войнах. В экспозиции особо выделены материалы крестьянской войны под предводительством Пугачева, получившей в  крае особо широкий размах: пушка, брошенная пугачевцами у стен Цивильска; наградной ковш,  жалованный Екатериной II ядринскому купцу  за участие в подавлении восстания; много оружия. Есть и уникальные материалы –  кольцо, подаренное Емельяном Пугачевым чувашскому  атаману Тойдеряку, активному участнику восстания.

С развитием капитализма возникла острая потребность в образованных людях, расширении сети школ и изменении самого характера образования. Эпоха породила личность, сыгравшую выдающуюся роль в истории чувашского народа. Большой экспозиционный комплекс, включающий интерьер с мемориальной мебелью, посвящен создателю новой чувашской письменности, выдающемуся просветителю народов Поволжья Ивану Яковлевичу Яковлеву (1848 – 1930). На основе разработанного им алфавита И.Я. Яковлев издал первый чувашский букварь, стал автором первых учебников на чувашском языке, собирателем фольклора, организатором издательской деятельности. Будучи гимназистом, он основал уникальное учебное заведение –  Симбирскую чувашскую школу, из стен которой вышло первое поколение чувашской интеллигенции: композиторы и драматурги, литераторы и деятели науки, педагоги и священнослужители.

Заключительный раздел экспозиции посвящен революционным событиям начала ХХ в.

 

Минкультуры РоссииМинкультуры Чувашии Портал Культура.рф

ЭКСПОЗИЦИИ И ВЫСТАВКИ

Музей воинской славы


МЕРОПРИЯТИЯ

ВИКТОРИНЫ И КОНКУРСЫ

АРХИВ БАННЕРОВ

Чувашский национальный музей Литературный музей им. К.В. Иванова Музей В.И. Чапаева
Музей М. Сеспеля (Чебоксары) Музей чувашской вышивки

hollow